Экономика изменения климата: бездействие – не вариант
The economics of climate change: no action not an option
Swiss Re Institute. Апрель 2021 г.
Масштаб мировой экономики может быть на 10% меньше потенциального, если к 2050 году нетто-выбросы парниковых газов (ПГ) не будут снижены до нуля и не будут достигнуты цели Парижского соглашения по изменению климата.
К середине века мир может потерять около 10% потенциального роста экономики, если изменение климата останется на ожидаемой в настоящее время (инерционной) траектории, а цели Парижского соглашения и цель обеспечить нетто- нулевые выбросы ПГ на 2050 год не будут достигнуты. Если мир сможет обуздать рост температуры, то больше всего выиграют развивающиеся рынки. Реализация мер, обеспечивающих выход на сценарий, ограничивающий повышение температуры пределами, согласованными в Париже, означал бы, что экономика Юго-Восточной Азии к середине века смогла бы предотвратить потерю примерно четверти потенциального валового внутреннего продукта (ВВП). В работе в явном виде моделируется множество неопределенностей, связанных с воздействием изменения климата. Она показывает, что страны, наиболее уязвимые к потенциальным физическим рискам изменения климата, получат наибольшую выгоду от сдерживания роста температуры. Это относится к некоторым из наиболее динамично развивающихся экономик мира, которые должны стать локомотивами роста глобальной экономики в ближайшие годы. Вывод из анализа: отсутствие мер по борьбе с изменением климата – это не вариант.
При движении по сложившейся траектории к середине века глобальный ВВП может быть на 11–14% меньше, чем в мире без изменения климата. Потери при ограничении потепления целями Парижского соглашения будут значительно ниже (около 4%).
Последние научные исследования показывают, что при экстраполяции сложившихся траекторий выбросов ПГ к середине века вероятно повышение температуры на 2,0–2,6°C (при выполнении принятых по Парижскому соглашению обязательств по смягчению последствий). Этот уровень потепления использован в качестве базовой линии при моделировании воздействия повышения температуры, а также при оценке неопределенностей в отношении наиболее серьезных опасных физических последствий. Полученный результат показывает, что глобальный ВВП будет на 11–14% меньше, чем в мире без изменения климата (т.е. при изменении на 0°C). Реализация целевой установки Парижского соглашения приведет к потерям 4,2% ВВП по сравнению с гипотезой о стабилизации глобальной температуры на нынешнем уровне. Рассмотрен также «тяжелый» сценарий, при котором к середине века температура поднимется на 3,2°C, а общество ничего не сделает для борьбы с изменением климата. В нем мировая экономика будет на 18% меньше, чем в мире без потепления, что усиливает необходимость принятия дополнительных мер по борьбе с изменением климата.
В работе проведен анализ потерь ВВП за счет влияния повышения температуры на продуктивность сельского хозяйства; на здоровье человека (заболеваемость и смертность); на производительность труда; на повышение риска затопления территорий хозяйственной деятельности при повышении уровня моря; на туризм и на бытовой спрос на энергию. Кроме того, моделируются факторы неопределенности в отношении возможных экономических потерь. Отчасти решается задача оценки возможности нелинейных эффектов роста потерь по мере повышения температуры за пределы определенных пороговых значений. Эти эффекты включают (но не ограничиваются ими), например, потери от экстремальных погодных явлений, нарушения глобальных цепочек поставок и торговли, миграцию населения и потерю биоразнообразия. Авторы учитывают неопределенность параметров «хвостов» распределений этих рисков, которую они называют (не)известными неизвестными. Для определения потенциальных потерь этих (не)известных неизвестных рассмотрены два сценария с применением мультипликативных коэффициентов x5 (пятикратное умножение оцененных косвенных потерь) и x10 (десятикратное умножение). Далее авторы обсуждают только самые высокие (с десятикратным множителем) оценки рисков. Для некоторых крупных стран, которые охватывают несколько климатических зон (например, Россия, Австралия, Китай), существуют значительные региональные различия, учитывая разнообразный характер различных регионов в каждой стране.
Потери ВВП России при повышении температуры на 3,2оС составят в середине века 2,6-12,8%.
Это немногим выше, чем для развитых стран, но существенно ниже, чем для развивающихся стран и Китая (табл. 1). При допущении о потенциальных темпах роста ВВП России до 2050 г. на 1,3-2,6% в год страна потеряет 1-5 лет роста, а кумулятивно за 2020-2050 гг. – от 55 до 360% значения ВВП в 2019 г.
Таблица 1. Изменения ВВП (в %) в середине века с разным повышением температуры и серьезностью экономических последствий по сравнению с миром без изменения климата*
**Обозначение столбцов указывает на конкретные корректировки переменных в нашем сценарном анализе: включение пропущенных каналов (т.е. каналов, которые не были количественно определены в предыдущем исследовании) и мультипликативных факторов (x5 и x10) для потенциально повышенной значимости неизвестных неизвестных.
*Повышение температуры с доиндустриальных времен до середины века.
Экономики Южной и Юго-Восточной Азии наиболее уязвимы к последствиям изменения климата; в меньшей степени уязвимы страны северного полушария с развитой экономикой. С точки зрения подверженности серьезным погодным рискам, связанным с изменением климата, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, вероятно, будут наиболее подвержены засушливым условиям. Между тем, во многих странах Северной и Восточной Европы ожидается увеличение количества избыточных осадков и наводнений. Объединив эти наблюдения с анализом воздействия на ВВП, авторы составили Индекс экономики климата, который включает хронические и острые физические риски в сочетании с показателем существующих уровней адаптационной способности стран, для того чтобы справляться с последствиями изменения климата. Индекс ранжирует экономики в соответствии с общей уязвимостью к рискам изменения климата. Баллы климатического риска позволяют оценить подверженность опасным погодным явлениям. Тем не менее, как чистый индикатор опасности, баллы не указывают на экономические последствия этих событий. Связь между выбросами парниковых газов и возникновением стихийных бедствий еще не до конца понятна, но появляется все больше свидетельств того, что из-за изменения климата возрастающая частота и серьезность опасных бедствий способствовали увеличению потерь за последнее десятилетие.
Индекс экономики климата показывает, что многие страны северного полушария с развитой экономикой наименее уязвимы к общим последствиям изменения климата, поскольку они меньше подвержены связанным с ними рискам и лучше обеспечены ресурсами для борьбы. США, Канада и Германия входят в десятку наименее уязвимых стран. Среди крупнейших экономик Китай занимает более низкое место – отчасти из-за более низкой на сегодняшний день способности к адаптации по сравнению с другими странами. Однако с ростом инвестиций в «зеленую» энергию и повышением осведомленности о климатических рисках Китай быстро наверстает упущенное. По этому индексу (его значения возрастают по мере роста уязвимости) Россия находится на 31-м месте из 48 стран, Финляндия – на первом месте (наименее уязвима), а Индонезия – на 48-м (наиболее уязвима). Можно заключить, что по уровню рисков экономических потерь, сопряженных с изменением климата, Россия входит в число стран со средними уровнями рисков.
В дополнение к физическим изменениям климата также возникают риски переходного периода. Они могут включать значительные изменения стоимости активов и повышение затрат на ведение бизнеса по мере того, как мир движется к экономике с низким уровнем выбросов углерода. Авторы провели анализ сценария с налогом на выбросы углерода в качестве «заменителя» при оценке финансовых и экономических последствий. Больше всего пострадают доходы в секторах коммунальных услуг, материалов и энергетики. Они потеряют от 40 до 80% прибыли на акцию из-за немедленного введения глобального налога на выбросы углерода в размере 100 долл. США/тСО2. По регионам прибыль, взвешенная по выручке в секторах, упадет примерно на одну пятую в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на 15% в Северной и Южной Америке и Европе. Это в значительной мере относится к России. Масштаб потерь зависит от скорости введения налогов на выбросы углерода и мер по их смягчению, а также от темпов внедрения низкоуглеродных технологий.
Для достижения целей Парижского соглашения необходимо сделать больше, чем указано в уже принятых странами обязательствах. Ключевым моментом является международная гармонизация данных, метрик, показателей и раскрытие дорожных карт для достижения углеродной нейтральности.
Климатический риск – это системный риск, которым можно управлять только с помощью скоординированных глобальных мер политики. Существует уникальная возможность «озеленить» нашу экономику. Государственный и частный секторы, включая страховщиков, обеспечивающих распределение рисков и накапливание знаний о рисках при реализации долгосрочных инвестиций, могут способствовать переходу к низкоуглеродной экономике. Необходимо повышение прозрачности данных и раскрытия информации о ценах и рисках. Для этого важно увидеть больше конкретных политических действий в отношении ценообразования на выбросы углерода в сочетании со стимулированием природоохранных решений и решений по мерам компенсации (offsets) выбросов углерода. Необходимо международное согласование таксономий экологических и устойчивых инвестиций. В рамках корпоративной отчетности организации должны раскрывать свои дорожные карты по достижению целей Парижского соглашения и целей с нулевым показателем до 2050 года. Все эти рекомендации в полной мере распространяются и на Россию.