Этот отчет знаменует собой окончание третьей фазы Системы торговли выбросами Европейского Союза (EU ETS), которая завершилась в 2020 году и запомнится как период постоянных реформ и корректировок, направленных на исправление недостатков ее конструкции. Действительно, в конце Фазы 2 ЕС ETS столкнулся с трудностями, обременяя рынок гигантским избытком разрешений, что сопровождалось низкими ценами, которые сохранялись в течение первых пяти лет третьего периода торговли. Эти врожденные и унаследованные недостатки конструкции, в основном связанные с неспособностью предложения квот следовать за значительными изменения в спросе на них, а также с высоким притоком международных углеродных кредитов (по механизмам чистого развития и совместного осуществления), были осознаны и в значительной степени устранены с помощью ряда мер, в частности, за счет введения резерва стабильности рынка (MSR) и адаптации системы бесплатного распределения, чтобы лучше отражать изменения в уровнях активности. Несмотря на то, что третий этап отмечен корректировками, восстановлением и низкими ценами на EUA, экологические цели EU ETS были достигнуты и даже перевыполнены на третьем этапе. Однако это достижение не столько является результатом ценового сигнала ETS, сколько итогом других мер политики реализованных в основном в энергетическом секторе. В этом отношении EU ETS действительно не многим может похвастаться. Однако в последние годы цены на квоты были достаточно высокими, что позволяет поддерживать переход с угля на газ в энергетическом секторе. Последние несколько лет продемонстрировали вновь обретенную устойчивость EU ETS. Несмотря на глубокий экономический кризис, вызванный реакцией правительств на Covid-19, рынок восстановился довольно быстро, и доверие к ETS как к инструменту декарбонизации ЕС при обеспечении преимущества первопроходца для промышленности ЕС выше, чем когда-либо.
Наконец, сам рынок был и продолжает функционировать достаточно хорошо, с хорошей ликвидностью и узкими спредами. EU ETS сейчас находится в начале нового этапа, и не только нового этапа торговли. Мир находится в Парижском соглашении, и почти каждый день появляются новые и более амбициозные заявления от правительств и бизнеса. Но асимметрия в амбициях стран в отношении их климатической политики сохраняется, и ЕС значительно опережает многих своих торговых партнеров. Уровень амбиций ЕС повысился до целевого показателя снижения чистых выбросов парниковых газов (ПГ) не менее чем на 55% к 2030 году, и EU ETS переходит от выполнения роли инструмента декарбонизации энергии к новой роли инструмента декарбонизации промышленности. Более того, она переходит от ситуации почти хронического избыточного предложения квот к растущему уровню дефицита квот. Все это ново, и EU ETS необходимо будет адаптировать с помощью пакета «Fit for 55» к этим новым обстоятельствам. Неопределенность в отношении того, как будет реализован пересмотр EU ETS, значительна, но, похоже, есть только одно направление - и вопрос должен заключаться в том, является ли это устойчивым?
Хотя еще ничего не объявлено, критические элементы EU ETS находятся в фокусе. Пересмотр роли MSR, разработка мер по механизмам пограничного регулирования (CBAM) - это не мелочи, они имеют фундаментальное значение и могут оказать большое влияние на скорость декарбонизации, а также на конкурентоспособность индустриальной Европы. И все мы хотим декарбонизированной, но индустриальной Европы. Как ETS ETS будет функционировать на этой неизвестной территории еще не ясно, и в ближайшие годы необходимо будет внимательно следить за этим. Представляется вероятным, что ценового сигнала ЕСА самого по себе будет недостаточно для обеспечения разработки и (массового) внедрения инновационных низкоуглеродных технологий, и что хорошо продуманные, дополнительные вспомогательные инструменты будут играть жизненно важную роль в обеспечении управляемости перехода. доступным, справедливым и, в конечном счете, экологичным. Важно также отметить, что до сих пор СТВ ЕС стимулировала производство низкоуглеродных продуктов. Все чаще этот подход необходимо будет сочетать с мерами, нацеленными на сторону спроса, чтобы обеспечить в конечном итоге распространение низкоуглеродных продуктов и услуг. Для обеспечения того, чтобы рост цен на углерод был социально и политически приемлемым и устойчивым, наряду с ETS, которая будет продолжать сокращать размер рынка выбросов за счет снижения их верхнего предела, необходимо создать «положительный» чистый рынок путем повторного вложения доходов ETS в экономику. Ключ к успеху в конечном итоге будет заключаться в эффективном управлении взаимодействием между ценообразованием на выбросы углерода и другой климатической политикой путем усиления положительного синергизма и предотвращения отрицательных побочных эффектов. Переход должен быть устойчивым, и обзор СТВ ЕС в 2021 году имеет решающее значение в этом уравнении.