Дайджест семинара "Показатели промышленного развития с низким уровнем выбросов в ЕС и в мире / "Зеленая сделка" ЕС и не только"

Русская трансляция
Английская трансляция

Дайджест семинара

«Показатели промышленного развития с низким уровнем выбросов в ЕС и в мире / «Зеленая сделка» ЕС и не только»,

Проект «Действия России по борьбе с изменением климата и мировая наука» реализуется ЦЭНЭФ-XXI совместно с Европейским климатическим фондом (European Climate Foundation) и Платформой траекторий к 2050 г. (2050 Pathways Platform). 27 апреля 2021 г. прошел международный семинар «Показатели промышленного развития с низким уровнем выбросов в ЕС и в мире / «Зеленая сделка» ЕС и не только», организованный ЦЭНЭФ-XXI совместно с ФГАУ «НИИ «ЦЭПП», Европейским климатическим фондом (European Climate Foundation) и Платформой траекторий к 2050 г. (2050 Pathways Platform), который стал вторым из серии семинаров, посвященных переходу к низкоуглеродной экономике.

Сессия 1. «Зеленая сделка» ЕС и не только

Игорь Алексеевич Башмаков. Генеральный директор ЦЭНЭФ-XXI**.** Модератор.

В введении к семинару отметил, что в выступлениях Президента РФ 21 и 22 апреля 2021 г. поставлены задачи: «добиться снижения объемов выбросов ПГ, ввести жесткий контроль и мониторинг» и обеспечить, чтобы «за предстоящие 30 лет накопленный объём чистой эмиссии ПГ в России был меньше, чем в Евросоюзе». По оценкам ЦЭНЭФ-XXI, ожидаемый объем суммарных за 2020-2050 годы нетто-выбросов парниковых газов (ПГ) в ЕС при его стремлении достичь углеродной нейтральности к середине века составит 57 млрд тСО2экв. В России, согласно последней инвентаризации, объем нетто-выбросов парниковых газов (ПГ) в 2019 г. составил 1585 млн тСО2экв., что на 49% ниже уровня 1990 г. Сформулированная Президентом РФ задача означает, что усилия по контролю за выбросами ПГ должны быть заметно активизированы, а верхняя планка суммарных нетто-выбросов ПГ для России не должна превышать самого низкого объема («интенсивный» сценарий с суммарными выбросами 56,5 млрд тСО2экв.) из всех сценариев, предложенных в проекте «Стратегии долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросом парниковых газов». Эта Стратегия – первый и пока единственный стратегический документ, который определяет перспективы развития России до середины XXI века. В Послании Президента РФ низкоуглеродная трансформация рассматривается как драйвер экономического роста: «Наша новая энергетика, решение климатических проблем должны стать мощным стимулом для комплексной модернизации всех отраслей экономики и социальной сферы. Это прямой путь к созданию современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест». Роль промышленности в решении этих задач является ключевой и предполагает ее экологическую модернизацию, заметное повышение энергоэффективности, переход к экономике замкнутого цикла, создание отрасли по утилизации выбросов СО2, обеспечение улавливания, хранения и использования СО2 от всех источников, наращивание объёмов утилизации попутного газа, создание инфраструктуры производства водорода как в качестве сырья, так и энергоносителя.

У промышленности самая большая доля выбросов ПГ и в мире, и в России. Именно для промышленности введение отдельных мер углеродного регулирования (стандарты на «углеродный» след, госзакупки низкоуглеродной продукции, системы торговли квотами на выбросы, налоги на углерод и др.) может оказывать заметное влияние на конкуренто­способность, особенно на сырьевых рынках, и приводить к «утечке углерода» - переносу бизнеса в страны с мягким углеродным регулированием или его полным отсутствием.

Для выполнения принятых в ЕС и других странах целевых установок по переходу к углеродной нейтральности к 2050-2060 гг. планируется постепенно снимать с промышленности имеющуюся даже в ЕС защиту от рыночных механизмов с ценой на углерод (в форме бесплатного выделения квот в системе торговли квотами или предоставления льгот по уплате налога на угдерод). Для того чтобы после этого европейский бизнес не перемещал производство в другие страны, разрабатываются механизмы пограничного взимания платы за углерод на импортируемые товары. Окончательные решения по этим механизмам будут приняты в июле 2021 г., но уже сейчас очевидно, что они будут сказываться на экономическом положении экспортеров, включая российских. Кроме того, важным элементом бизнес-стратегий многих компаний, в том числе российских, является маркетинг продукции с низким «углеродным следом», выбор поставщиков с низким «углеродным следом», а также использование критериев «зелености» финансовыми институтами при принятии решений о выделении инвестиционных ресурсов.

Ларс Нилссон. Профессор, Департамент экологических и энергетических исследований, Университет Лунда, Швеция. Низкоуглеродная трансформация промышленности

С 2000 г. промышленные выбросы растут быстрее, чем в любом другом секторе, что обусловлено ростом добычи основных материалов. Самый быстрорастущий материал – пластик. Отрасли с наивысшими показателями выбросов ранее были известны как «hard-to-abate sectors». Однако декарбонизировать промышленность не труднее, чем другие сектора. Это системный переход, включающий новые секторальные связи, инфраструктуру, цепочки производства стоимости и бизнес-модели. Ключевой момент – дешевая электроэнергия, производимая из ВИЭ. Влияние более дорогих низкоуглеродных материалов на стоимость конечного продукта – очень маленькое. Своевременное создание необходимой инфраструктуры имеет большое значение для электроэнергии, водорода и УХУ.

Ключевые категории для декарбонизации включают: сокращение спроса (в м2, потреблении товаров и пробеге автотранспорта); повышение эффективности использования материалов (сокращение массы и увеличение срока службы продукции); переход к циркуляционной экономике (микро-, мезо- и макропереработка и симбиоз); повышение энергоэффективности (всегда важно); электрификацию и использование водорода (H-DRI; ожидается, что «зеленый» водород через 10 лет будет дешевле, чем «голубой», и что системы хранения водорода смогут балансировать спрос по энергосистемам); использование «уловленного» углерода (например, закольцовывание захвата биогенного углерода и термохимического рециклирования) и УХУ. Некоторые из имеющихся продуктов, услуг и технологий имеют хорошие шансы быть представленными на выставке Carbon Ruins Exhibition at Eden в Лунде в апреле 2053 г.

Для основных материалов необходимы значительные технологические сдвиги. И внезапно они происходят: проект HYBRIT в Швеции – революционная технология производства чугуна с помощью водорода. Сегодня 10% всех выбросов в Швеции приходится на черную металлургию. В 2021 г. начался пилотный производственный проект (мощность – 1 тонна в час). На 2025 год планируется демонстрационная площадка мощностью 1,3 млн т в год. Совместное предприятие с участием SSAB, LKAB & Vattenfall. Идейный (убежденный) покупатель – Volvo Group.

Вопросы для обсуждения перехода промышленности к низкоуглеродному развитию:

  • Направленность (в***и***дения, дорожные карты и стратегии, вся экономика и цепочки производства стоимости).

  • Накопление знаний и инновации (НИОКР, эксперимент, одновременное развитие с другими системами).

  • Создание и трансформация рынков (разделение рисков, устранение рисков, создание преференций для зеленой продукции на рынках).

  • Возможности для управления и реформ (правительственная экспертиза и создание возможности проводить и оценивать политику перехода; разрешительные процедуры и инфраструктура).

  • Согласование на международном уровне (утечки углерода, РКИК ООН (определяемые на национальном уровне вклады), подходы к секторальному лидерству).

  • Вывод предприятий из эксплуатации и социально-экономические последствия (рынки труда и меры социальной поддержки для переобучения и направления инвестиций в новое русло).

Во многих странах еще не хватает институтов, способных организовать переход промышленности на низкоуглеродные траектории.

Вопрос модератора:

Швеция ввела налог на углерод в начале 90-х годов, который сегодня самый высокий в мире. При этом ВВП страны быстро растет (по меркам ЕС), доля расходов на энергию в ВВП не выходит за пороговые значения, а выбросы ПГ значительно сократились. Как это удается? Какова в этом роль шведской промышленности?

Ответ:
В Швеции была большая дискуссия 20 лет назад по поводу целевых установок. Тогда думали, что снижать выбросы будет очень трудно. Но оказалось, что двигаться в этом направлении не так уж и трудно: с 1990 г. ВВП вырос на 85%, в выбросы упали на 30%. Стало ясно, что снижение выбросов не мешает экономическому росту.

Питер Леви. Аналитик энергетического сектора, МЭА. Тяжелая промышленность с чистыми нулевыми выбросами

Опора только на сектор энергетики не позволяет решить задачу декарбонизации. Нужны активные усилия в других секторах, включая промышленность, в первую очередь, тяжелую. На долю промышленности (без ТЭК) приходится четверть прямых выбросов ПГ. В тяжелой промышленности на долю ископаемых топлив приходится 85% потребления энергии. Многие промышленные объекты построены сравнительно недавно и еще долго будут служить источниками выбросов. Срок службы предприятий тяжелой промышленности России заметно выше среднего. Поэтому ее модернизация неизбежна и может быть низкоуглеродной. После пандемии рост спроса на продукцию тяжелой промышленности восстановится, но ее динамика будет во многом определяться успехами в снижении материалоемкости.

Существует широкий набор возможностей декарбонизации промышленности, включая снижение материалоемкости, повышение энергоэффективности, электрификацию технологических процессов, использование водорода, биомассы, ВИЭ, а также УХУ и использование «уловленного» углерода.

Производители материалов, промышленные предприятия, финансовые и научные институты, неправительственные организации – все могут внести свой вклад, но основная роль отводится государству. Необходимые действия включают управление существующими активами и инвестициями в ближайшей перспективе (например, проведение реновации и строительство предприятий, готовых к реновациям, внедрение схем торговли достижениями энергоэффективности); создание дифференцированных рынков материалов с низкими выбросами (например, «контракты на разницу в цене», нормативы по содержанию углерода в продукции, регулирование частных и государственных закупок); разработка перспективных технологий (например, финансирование НИОКР, частно-государственные партнерства, платформы обмена знаниями, координация инноваций, поддержка инвестиций в инфраструктуру); ускорение повышения эффективности использования материалов (например, совершенствование сети сбора вторичных материалов и сортировки мусора, изменение регулирования проектирования); приоритет пакетам стимулирования в связи с КОВИД-19 (финансовые стимулы для повышения энергоэффективности, совершенствование систем рециклирования и поддержка пилотных и демонстрационных проектов).

Вопрос модератора:

На ваших слайдах мы видим, что в сценарии SDS мировая промышленность не достигает нулевых выбросов даже к 2070 г. Значит ли это, что миссия невыполнима?

Ответ:

Сведение к нулю последних 5-10% выбросов будет очень сложно и дорого. В некоторых секторах, таких как тяжелая промышленность и транспорт на большие расстояния, в этом сценарии к 2070 г. все же остается определенный уровень выбросов. Их дешевле компенсировать технологиями захвата углерода. Кроме того, важен факт готовности низкоуглеродных технологий. Многие их них находятся только в ранней стадии развития.

Стефано Кабрас. Аналитик по системе торговли выбросами ЕС и международным углеродным рынкам, Европейский круглый стол по изменению климата и устойчивому переходу (ERCST). Сокращение выбросов промышленностью Европейского Союза на 55%: вызовы и возможности

Европейская «Зеленая сделка» требует: «Промышленность ЕС нуждается в климатических и ресурсных лидерах для первых промышленных применений передовых технологий в ключевых секторах к 2030 г.».

Промышленные выбросы регулируются системой торговли выбросами Европейского Союза, которая сегодня охватывает около 40% всех выбросов ЕС. За период 2005-2019 гг. выбросы ЕС снизились почти на 35%, причем только за 2020 г. на 10,6%. Система торговли выбросами практически достигла своей цели на 2030 г. Сектора ETS должны обеспечить дополнительное снижение выбросов на 67,5% в рамках «Зеленой сделки». Выбросы в промышленности сократились более чем на 30% с 1990 г. и более чем на 20% с 2004 г. Однако выбросы практически перестали снижаться с 2013 г. (по крайней мере до 2018 г.). Среднегодовые сокращения выбросов с 2013 г. составили: в электроэнергетике --5,6%; в промышленной теплоэнергетике --2,8%; в промышленности --1,4%. Цель ЕС заключается в декаплинге выбросов и экономического выпуска. Есть прогресс, но темп пока слишком низок. К 2030 г. сокращение составит 18-23%. Необходимого снижения к 2030 г. можно достичь путем дальнейшего повышения энергоэффективности и перехода от ископаемого топлива к электроэнергии/биомассе. Однако это не выведет промышленность на нужную траекторию до 2050 г. Для выхода на нужную траекторию к 2050 г. и использования прорывных технологий снижения выбросов углерода после 2030 г. экономический и технический потенциал этих технологий должен быть в масштабе доказан в ближайшие годы. Цена на углерод всегда является важным фактором, но в ближайшее десятилетие она не достигнет необходимого для этого уровня.

Нужны и стимулы, и ограничения, и в настоящее время все они обсуждаются: Инновационный фонд Системы торговли выбросами ЕС; «контракты на разницу в цене»; плата за потребление; маркировка и стандартизация; государственные закупки; инфраструктура и т.д. Пока борьба с изменением климата остается асимметричной, риск утечки углерода сохраняется. Система бесплатных квот на углерод подвергается давлению со всех сторон, поскольку заглушает сигнал цены на углерод по всей цепочке производства стоимости. Она привела к незаработанным доходам из-за негибких правил и возможности перекладывать затраты на потребителей. В долгосрочной перспективе при существующем регулировании она нежизнеспособна: в какой-то момент в (ближайшем) будущем объем бесплатных квот будет недостаточным, так как общий объем выбросов будет продолжать снижаться. Другие страны тоже предпринимают усилия по борьбе с изменением климата.

Одновременные усилия по совершенствованию существующей системы предотвращения утечек углерода и разработке альтернатив (СВАМ). Разработка и реализация альтернатив потребует времени и не произойдет в один день: бесплатные квоты еще будут существовать в ближайшей и среднесрочной перспективе. Изменения, внесенные в 2018 г.: актуализация оценки и списка утечек углерода; актуализация бенчмарков на основе прошлых темпов повышения эффективности; приведение выдачи бесплатных квот в соответствие с изменениями на производстве. Общественные консультации в ЕС: доля бесплатных квот против продажи на аукционах; «пересмотр определения бенчмарков по видам продукции в целях стимулирования инноваций; «лучшая привязка бесплатных квот – например, рекомендации совета аудиторов (2020) (с учетом возможности секторов по перекладыванию затрат); многоуровневый подход к выдаче бесплатных квот с учетом соответствующего риска утечек углерода; ретроспективная коррекция в целях увязки бесплатных квот с изменениями выпуска.

Вопросы модератора:

1) Стефано, в вашей презентации показано, что промышленные выбросы ЕС сократились на 30% с 1990 г. и на 20% с 2005 г. К 2030 г. они должны сократиться еще на 18-23%, или на 134-165 МтCO2. За 20 лет начиная с 2030 г. они должны снизиться на 430-550 МтCO2. Выглядит так, что самая тяжелая ноша достанется будущим поколениям. Это так?

Ответ:

В промышленности в течение ближайших 10 лет мы будем прокладывать дорогу и развивать технологии, которые станут более дешевыми и позволят более динамично снижать выбросы после 2030 г.

2) Для обеспечения перехода промышленности на низкоуглеродные траектории нужны значимые интеллектуальные ресурсы. Сколько мозговых центров трудятся над этой проблемой в ЕС?

Ответ:

Только в Брюсселе их более 20. Их внимание все больше переключается с энергетики на промышленный сектор.

Сессия 2. Показатели промышленного развития с низким уровнем выбросов в ЕС и в мире

Дмитрий Скобелев. Директор, Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики». Модератор

Игорь Башмаков. Генеральный директор, ЦЭНЭФ-XXI. Бенчмаркинг выбросов парниковых газов в промышленном производстве

Бенчмаркинг по уровню энергоэффективности и по уровню углеродоемкости применяется для: определения и мониторинга достижения целевых заданий по экономии энергии и снижению выбросов ПГ в системах регулирования. Принцип «кто меньше сделал, тому большее задание»; выявление лучших технологий и практик и формирование пакетов мер политики по обеспечению расширения их рыночных ниш; разработка и согласование отраслевых планов и дорожных карт декарбонизации; выделение бесплатных квот в системах торговли квотами; определение уровня платежей в системах CBAM; маркетинг продукции с низким углеродным следом (необходимо обеспечение сопоставимости и справедливой конкуренции); выбор поставщиков с низким углеродным следом; определение критериев «зелености» в таксономиях.

Ряд российских компаний участвует в международных системах бенчмаркинга (например, в WSA). Удельные выбросы СО2 (на 1 т стали) российских компаний выше средних по миру (прямые и косвенные выбросы СО2). Обеспечение сопоставимых условий начинается с определения сопоставимых границ системы. Для многих продуктов существуют различные технологические цепочки производства. Заданные бенчмарки – это не навсегда. Ожидается заметное ускорение их эволюции. Со временем кривые распределения опускаются вниз. Для тех, кто медленно модернизируется, разрыв с бенчмарком будет расти.

Системы бенчмаркинга очень информационно емкие. Возникает вопрос: что делать – создавать свои российские системы или использовать чужие? Создание российских калькуляторов для бенчмаркинга. ЦЭНЭФ-XXI и ЦЭПП запускают пилотный проект для черной металлургии. В Справочниках НДТ должны быть развиты разделы по энергоэффективности и ресурсной эффективности. Калькуляторы могут стать частью Справочников.

Вопрос модератора:

В ЕС 54 бенчмарка. Сколько их нужно в России?

Ответ:

В первую очередь для продуктов, которые будут охвачены CBAM. По предварительным оценкам, наиболее заметно этот механизм скажется на черной металлургии. Поэтому мы с нее и начинаем.

Юлия Шабала. Заместитель Генерального директора, МЕТАЛЛОИНВЕСТ. Низкоуглеродная стратегия МЕТАЛЛОИНВЕСТА

В 2021 году принята Климатическая стратегия Группы «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» на 2021-2050 гг. Стратегические ориентиры до 2025 г.: – cокращение выбросов ПГ на 6% от уровня 2019 г. и сокращение выбросов у партнеров МЕТАЛЛОИНВЕСТА на 45%. Стратегические ориентиры до 2036 г. – сокращение выбросов ПГ на 77% и сокращение выбросов у партнеров МЕТАЛЛОИНВЕСТА на 56-80% от уровня 2019 г. Ориентиры до 2050 г. – сокращение выбросов ПГ на 100% от уровня 2019 г. и сокращение выбросов у партнеров МЕТАЛЛОИНВЕСТА на 61-89%.

Ключевые мероприятия по достижению целей включают:

  • снижение потребления природного газа за счет перехода на водород при производстве ГБЖ и ПВЖ, декарбонизации котельных и ТЭЦ (с 2025 по 2044 гг.); сокращение потребления дизельного топлива за счет электрификации транспорта (с 2040 по 2045 гг.); угля и кокса (на УС) за счет оптимизации аглококсодоменного производства и перехода на ПВЖ (с 2024 по 2032 г.);

  • в рамках декарбонизации производственных процессов совокупные выбросы Scope 1, Scope 2 и Scope 3 (Upstream, Downstream) сократятся к 2050 г. на 64%. Переход на производство ПВЖ с использованием зеленого водорода в качестве восстановителя.

Максимальное раскрытие климатической отчетности позволит получить высокие ESG рейтинги, включая максимально высокий рейтинг «А» CDP, способствующие льготному «зеленому» финансированию (пониженные ставки по кредиту). Группа «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» готовит ежегодную отчетность по Greenhouse Gas Protocol. Расчет по одному и тому же предприятию, произведенный по методологии WSA и Eurofer, приводит к разным удельным показателям. Методология расчета выбросов СО2 Всемирной ассоциации производителей стали (World steel) предусматривает расчет с учетом всех маршрутов производства на площадке – считается Scope 1, 2 + частично Scope 3. Методология расчета выбросов СО2 Европейской ассоциации производителей стали (Eurofer) – расчет с учетом всех маршрутов – считается Scope 1, 2.

Предложения: внести изменения в Методику по количественному определению выбросов ПГ в части добавления категории «мобильное сжигание», опции изменения отчетного периода, опции расширения спектра учитываемых категорий выбросов (косвенные энергетические и иные выбросы ПГ), возможности подготовки отчетности третьей стороной, включения производства проката в категорию «стационарное сжигание». Определить перечень учитываемых категорий (наиболее благоприятный сценарий – учет Scope 1, 2, 3). Утвердить порядок верификации климатических проектов на основе руководящих документов по ст. 6 ПС. Разработать критерии для верификаторов для различных типов отчетности с учетом мировых практик. Утвердить порядок учета климатических проектов при количественной оценке выбросов. Актуализировать Справочники НДТ в части добавления удельных показателей выбросов ПГ и перечня низкоуглеродных технологий по «переделам» и установить в разрабатываемом МЭР РФ проекте «Таксономии зеленых проектов» адекватные удельные показатели выбросов ПГ на тонну стали с учетом маршрута производства (например, окатыши-агломерат-чугун-конвертер или окатыши-ГБЖ-электросталь). Сейчас просто предлагается установить нижний показатель по углеродистой стали – менее 0,283 тСО2е/т стали и по высоколегированной стали – менее 0,352 тСО2е/т стали).

Вопрос модератора:

Планируете ли вы заниматься климатическими проектами, как только для этого в России созреют условия?

Ответ:

Да, безусловно. Особенно для удоканского проекта по меди. Для МЕТАЛЛОИНВЕСТА мы планируем решить проблемы за счет водорода.

Йоханна Лене. Старший советник по мерам политики, E3G. Какие меры политики будут применяться в ЕС для достижения углеродной нейтральности в промышленном секторе?

На долю энергоемких отраслей промышленности – производство стали, цемента, алюминия, бумаги и химических веществ – приходится примерно 17% всех выбросов в ЕС. Пока не разработана надежная политика для стимулирования изменений, особенно по сравнению с другими секторами, и сокращение выбросов прекратилось с 2012 г., а прорывные технологии декарбонизации остаются на пилотной стадии.

Европейская «Зеленая сделка» преследует амбициозную цель сделать Европу первым климатически-нейтральным континентом к 2050 г. Это потребует существенного сокращения выбросов в экономике ЕС, в том числе в тяжелой промышленности: сталь, цемент, бумага и химические вещества. «Водородный хайп» влил необходимый оптимизм в идею перехода к более чистому промышленному производству.

Промышленность все еще получает более 95% бесплатных квот, поскольку существует риск утечек углерода из-за влияния международной конкуренции. ЕС изучает возможность введения механизмов углеродного регулирования (предложение должно поступить в конце июня – одновременно с предложением о пересмотре системы торговли выбросами). Оно, скорее всего, будет включать сталь, цемент и энергетику прежде всего и позволит отказаться от бесплатных квот.

Инновационный фонд ЕС был создан для того, чтобы больше средств, полученных от системы торговли квотами, использовалось для поддержки чистых инноваций. По оценкам, 12,5 млрд евро, вырученных от продажи на аукционах 450 млн квот (по цене 25 евро за тонну CO2), будут направлены в 2020-2030 годах на финансирование коммерческой демонстрации инновационных низкоуглеродных технологий. В результате первого размещения Инновационного фонда в прошлом году было собрано в 20 раз больше средств, чем планировалось, что однозначно демонстрирует огромный спрос в этой сфере и подталкивает Европейскую Комиссию к упрощению порядка подачи заявок в ходе будущих размещений.

Регламент TEN-E устанавливает руководящие принципы ЕС в отношении трансграничной энергетической инфраструктуры и регулирует процесс отбора проектов, представляющих общий интерес. Именно здесь происходит планирование и финансирование инфраструктуры промышленной энергетики и выбросов CO₂ для будущего потребления природного газа, развертывания водорода, внедрения возобновляемых источников, инфраструктуры УХУ. Стратегия ЕС по водороду установила ряд целей для развертывания применения водорода в ЕС, включая на первом этапе установку не менее 6 ГВт возобновляемых водородных электролизеров к 2024 г., а на втором этапе 40 ГВт возобновляемых водородных электролизеров, а также дополнительную цель по мощности электролизеров на востоке и юге Европы.

Меры политики для поощрения спроса на более чистые промышленные материалы. На сегодняшний день это самый большой пробел с точки зрения политики ЕС по декарбонизации промышленности. Есть много предложений о том, как создать ведущие рынки более чистых материалов: климатическая надбавка на основные материалоемкие продукты; требования к продуктам, содержащим основные промышленные материалы, по содержанию углерода и самих материалов; квоты для стимулирования частных и государственных закупок чистых материалов. По-прежнему отсутствует адекватная структура управления: в настоящее время законодательная база не включает целевые показатели для тяжелой промышленности. Это значительный пробел, поскольку цели дают определенность в отношении темпов и направления движения.

В ближайшее время ЕС введет ряд мер политики для промышленной декарбонизации, который не только ускорит переход к углеродной нейтральности в Европе, но и окажет влияние на торговых партнеров, в особенности на страны, окружающие ЕС, которые зависят от экспорта товаров в ЕС: механизм трансграничного углеродного регулирования; стандарты на продукцию: изменение госзакупок; управление отходами.

ЕС проводит более согласованную политику в важных для него областях цифровых и чистых технологий, т.е. батареи, важнейшее сырье, водород. Специальная поддержка инноваций может снизить затраты на обучение по этим технологиям для других стран. Однако более агрессивный подход ЕС к некоторым из этих цепочек поставок может повлиять на распространение этих технологий за рубежом и/или повлиять на возможности других стран и регионов повысить свою конкурентоспособность в этих областях.

Вопрос модератора:
Каково отношение разных отраслей ЕС к новым вводимым механизмам углеродного регулирования?

Ответ:

Сначала отрасли про CBAM сказали: сталь – за, цемент – очень осторожны, не хотели экспериментов на себе. Отрасли не уверены, что этот механизм их защитит, и стараются сохранить действующие меры защиты. Все лоббируют свои интересы. Но нынешний механизм ETC не может долго сохраняться.

Кристофер Батай. Старший исследователь, IDDRI.org Институт устойчивого развития и международных отношений; Адъюнкт-профессор, Университет Саймона Фрейзера, экологический факультет. Технологические и политические траектории к безуглеродной тяжелой промышленности

В недавно опубликованных источниках показано, что появляются новые и почти коммерциализированные возможности декарбонизации во всех отраслях промышленности. Возможности: Материалоэффективность и экономика замкнутого цикла: большой потенциал, но вдруг она не будет легкой, дешевой или быстрой? Электрификация: имеют значение ограничения по мощности, которые могут повлечь большие затраты (например, производство электростали). Улавливание, использование и хранение углерода: что будет, если накопители УХУ и возможности использования углерода в конкретном регионе ограничены? Или УХУ после сжигания не дает результатов (концентрированный поток уже является коммерческим)? Альтернативные источники тепла: региональные лимиты по биомассе, солнечной энергии и т.д.

Существуют возможности для декарбонизации стали, цемента и химических веществ. Повышение эффективности использования стали, цемента и других материалов для инфраструктуры, зданий и транспортных средств требует перенастройки цепочки поставок архитектурными, инженерными и строительными компаниями в целях обеспечения сокращения выбросов на 26-40%. Переработка бетона путем измельчения и вторичного использования непрореагировавшего цемента и агрегатов. Более масштабная переработка стали; в результате меньше загрязнение, особенно меди. Цемент: замена цементного материала; лучшее перемешивание бетона; альтернативные виды топлива; УХУ в процессе производства и/или нагрева. Химические вещества: водород, биогенный углерод, электрокатализ. Единая возможность для производства тепла и сырья: гибридные установки для производства электроэнергии, водорода, биомассы и синтетических углеводородов, адаптированные к региональным условиям?

Чтобы это стало возможным, нам нужен диверсифицированный портфель инструментов, которые будут использоваться в зависимости от региональных ресурсов и потребностей. Простой цены на углерод и регулирования выбросов недостаточно: проблемы не просто технологические. Пока возникают новые технологии, инновации будут идти медленно из-за низкой рентабельности; в конкурентной среде нельзя переложить издержки, не теряя доли рынка; капитальные затраты узконаправленны и производятся авансом, зачастую они не позволяют использовать преимущество инноваций; срок службы предприятий долгий, а оборот медленный. Пока нет рынка для более дорогих низкоуглеродных материалов. Меры политики в отношении тяжелой промышленности должны напрямую решать эти проблемы. По сути, речь идет о снижении и контроле рисков. Постепенное воздействие на все секторы полных цен на углерод с защитой конкурентоспособности, например, трансграничное углеродное регулирование, чтобы «добыть» материалоэффективность. При необходимости – преждевременный вывод из эксплуатации долгоживущих углеродоемких предприятий.

Комбинированные стратегии для пакета мер «Поиск решений на местном уровне»; многоуровневое политическое обязательство по переходу промышленности к нулевым выбросам; строительные нормы и правила, меры политики в области дизайна и вторичной переработки для обеспечения материалоэффективности / замкнутого цикла экономики; процесс планирования способов перехода с участием всех ключевых заинтересованных сторон для оценки стратегических и технических вариантов, конкурентных преимуществ и неопределенностей; ускорение НИОКР и коммерциализации; создание ведущих рынков для получения эффекта масштаба от объема производства с использованием «зеленых» закупок; брендинг цепочки поставок, постепенное распространение полных цен на ПГ на все сектора при реализации мер защиты конкурентоспособности, например, трансграничного углеродного регулирования, в целях «добычи» ресурса материало­эффективности; при необходимости – досрочный вывод из эксплуатации предприятий с высоким уровнем выбросов и долгим сроком службы; поддержка предприятий (справедливые условия перехода; мониторинг; электро-, водородо- и УХУ-инфраструктура; учет на протяжении жизненного цикла; образование; нормативный фон. «Не конец и не начало конца, а конец начала».

Сергей Честной. Официальный представитель ОК РУСАЛ по внешним связям; председатель Комиссии ICC Russia по экономике изменения климата и устойчивому развитию. Климатическая стратегия РУСАЛа

Начали заниматься снижением выбросов в 2007 г. и к 2015 г. снизили их на 53%. Климатическая стратегия РУСАЛа требует закупать для алюминиевых заводов не менее 95% электроэнергии от гидроэлектростанций и других источников безуглеродной генерации. Компания досрочно достигла поставленной цели. В 2019 г. доля электроэнергии, закупаемой для алюминиевых заводов от источников безуглеродной генерации, составила 98,9% (от ГЭС поступило 98,3%, от АЭС – 0,1%, еще 0,5% – от прочих ВИЭ). Снизить прямые удельные выбросы ПГ на 15% по сравнению с уровнем 2014 г. на действующих алюминиевых производствах. В 2019 г. снижение составило 11% по сравнению с 2014 г. Среднее удельное потребление электроэнергии алюминиевых заводов снизилось на 7% по сравнению с 2011 г. Применять внутреннюю цену на углерод в процессе принятия стратегических и инвестиционных решений начиная с 2017 г. Механизм активно используется. Поддерживать российские и международные инициативы и объединения, выступающие за активные действия по предотвращению изменения климата и в поддержку цены на углерод и соответствующие стратегическим целям компании. Компания активно участвует и поддерживает инициативы, посвященные проблемам изменения климата.

В 2017 г. запустили новый продукт. Средний углеродный след алюминия ALLOW – 2,4 тCO2экв./т алюминия (прямые и косвенные выбросы), что примерно в 4 раза ниже, чем в среднем по отрасли. Возможности дальнейшего снижения углеродного следа продукции: производство алюминия с использованием ВИЭ.

Для потребителей уровень углеродного следа верифицирован независимым международным аудитором; гарантированный уровень углеродного следа фиксируется в договоре; обеспечивается прозрачность расчетов выбросов ПГ по всей цепочке «от колыбели до ворот». В 2019 г. Управляющая компания и три производственные площадки РУСАЛа были сертифицированы на соответствие стандартам ASI: ASI Performance Standard и ASI Chain of Custody Standard. В планах – продолжить сертификацию предприятий, вовлеченных в цепочку производства алюминия и алюминиевой продукции Компании. Получили рейтинг «A-» в CDP.

Carbon FREE Aluminium – это реальность. В январе 2021 г. крупнейший акционер РУСАЛа En+ Group объявил о средне- и долгосрочной цели по сокращению выбросов парниковых газов. По оценке En+ Group, заявленные цели являются одними из самых амбициозных, когда-либо заявленных компаниями алюминиевой отрасли. За 10 лет РУСАЛ построит 4 алюминиевых завода в Красноярске, Братске, Шелехове и Новокузнецке по самым современным и экологичным технологиям обожженного анода. Обновится более 50% мощностей заводов. РУСАЛ создает абсолютно новую промышленную инфраструктуру и отказывается от технологий прошлого века. Будет практически полностью обновлено алюминиевое производство на четырех ключевых сибирских алюминиевых заводах компании: Красноярском, Братском, Иркутском и Новокузнецком. Основные параметры программы будут опубликованы после соответствующих корпоративных процедур.

Снижение выбросов ПГ от производства алюминия (по всей цепочке) имеет физическое ограничение. Есть выход – carbon offset. Достижение углеродной нейтральности возможно только при использовании оффсетного механизма – компенсации неснижаемого объема выбросов ПГ за счет реализации проектов по снижению выбросов ПГ или увеличению поглощения СО2 вне периметра компании. Одна из уникальных возможностей РФ – развитие и сохранение бореальных лесов. С 2019 г. РУСАЛ реализует два типа лесных проектов: 1) лесовосстановление (на территории около 500 га Красноярского края и Иркутской области высажено более 1,1 млн деревьев); 2) авиационная охрана от пожаров (организация авиационного патрулирования и тушения лесных пожаров на территории 505 тыс. га Нижне-Енисейского лесничества Красноярского края). В 2019 г. компенсировано более 440 тыс. тСО2.

Вопросы модератора:

Отслеживаете ли Вы на рынке увеличение спроса на зеленый алюминий? Какие сегменты рынка проявляют к нему интерес? Существует ли на него ценовая премия?

Ответ:

Премия есть, хотя пока невелика. Все больше потребителей в автопроме, строительстве и других секторах обращают внимание на углеродный след. Я уверен, что через несколько лет это станет таким же требованием, как и требования к качеству. Ответ на все три вопроса – да.

Вопрос от Криса Батая:
В каком состоянии находится вопрос применения обожженных анодов?

Ответ:

Разработки ведутся, но в серийное производство еще не запущен. Решение этой проблемы позволит сделать алюминий углеродно-нейтральным.

Татьяна Гусева. Заместитель директора, Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики». Российская промышленность: реальная практика экономически эффективной глубокой декарбонизации

Основной источник выбросов парниковых газов в химической промышленности – выбросы CO2 от производства аммиака (34,7 млн тCO2экв./год, или 60,6% в 2016 г.). В России уже есть опыт улавливания СО2 в процессах производства аммиака с последующим его использованием в объеме более 5 млн тСО2 ежегодно в процессах производства карбамида (захват примерно 0,5 тСО2 на 1 т аммиака, или на конкретном предприятии – 400 тыс. тСО2 в год). Подобная схема реализуется также в парном производстве извести и кальцинированной соды. Есть много примеров экономики замкнутого цикла, когда отходы одних производств, например, шлак металлургических предприятий, становятся сырьем для других – производства цемента и строительного щебня, что повышает конкурентоспособность цемента, делая его углеродный след ниже эталонного уровня ЕС.

Каждые дополнительные 10% стеклобоя в сырье для производства стекла снижают потребление энергии на плавление сырья на 2-3%, а выбросы CO2 – на 7%. Параллельно снижается потребление ископаемого топлива, необходимость добычи природной извести и щебня и организуется переработка уже накопленных шлакоотвалов.

Углеродоёмкость – в первом приближении – можно считать универсальным показателем ресурсоёмкости производства (энерго- и материалоёмкости). Удельные показатели нужны для постановки целей: от уровня отдельной установки до уровня отрасли. Бенчмарки можно использовать для стимулирования снижения удельных выбросов парниковых газов. Для постановки отраслевых целей целесообразно провести национальный бенчмаркинг.

Декарбонизация сегодня – это снижение энергетических и технологических выбросов парниковых газов; повышение энергоэффективности, замена топлив; снижение энерго- и материалоемкости (дематериализация); сокращение потерь; снижение массы продукции; использование вторичных ресурсов, замена части сырья (повторная материализация) и создание комплексных производств (обеспечение стоков CO2).